ГЛАВНАЯ НОВОСТИ КОНФЕРЕНЦИИ ССЫЛКИ СТАРЫЙ САЙТ ФОРУМ
ФАКТЫ, ТЕОРИИ И ГИПОТЕЗЫ:

Пробуждение

Происхождение Арды

Кто такие эльфы?

Исторические факты

КУЛЬТУРА:

Одежда эльфов

Оружие и доспехи

Музыка эльфов

Праздники эльфов

Менталитет эльфов

Магия эльфов

Мастерская

Фотографии

МИФОЛОГИЯ:

Фэйри

Единороги

Драконы

ТВОРЧЕСТВО:

Рассказы

Стихи

Рисунки

Всадники скачут от Нок-на-Рей,
Мчат над могилою Клот-на-Бар,
Кайлте пылает, словно пожар,
И Ниав кличет: Скорей, скорей!
Выкинь из сердца смертные сны,
Кружатся листья, кони летят,
Волосы ветром относит назад,
Огненны очи, лица бледны.
Призрачной скачки неистов пыл,
Кто нас увидел, навек пропал:
Он позабудет, о чем мечтал,
Все позабудет, чем прежде жил.
Скачут и кличут во тьме ночей,
И нет страшней и прекрасней чар;
Кайлте пылает, словно пожар,
И Ниав громко зовет: Скорей!

У.Б.Йейтс. "Воинство сидов"



     Передо мною сейчас - "Предания и мифы среденевековой Ирландии" под редакцией Г.К.Косикова (М., Изд. МГУ, 1991). Эта книга, как мне кажется, является наиболее удачным переводом фрагментов из средневековой "Книги Захватов Ирландии" (около ХI в.). В ней приводятся древние саги, первая и основная из которых - "Битва при Маг Туиред" имеет немалое значение для нашего путешествия в глубь времен. Впрочем, обо всем по порядку.
     "Тот не филид, кто не согласовывает и не связывает между собой саги", - говорится в книге (стр.6).
    И дальше: "Филиды видели в сагах какой-то иной внутренний источник упорядочивания, не различаемый современным взглядом. Авторы одного из серьезных исследований кельтского прошлого полагают, что этот источник - в долго удерживаемой сагами религиозно-магической роли и строгой приуроченности исполнения к определенным моментам бытия". Это - к вопросу, формулируемому простой фразой: фантазия или история?
     Пошли дальше:
    "Практически единственным критерием, по которому объединяются в этот цикл саги, является участие в них персонажей из Племен Богини Дану - божеств древнеирландского (иногда - общекельтского) пантеона, сделавших в начале христианской эпохи первый шаг по тому пути, который привел их в Новое время к положению фей и прочих сверхъестественных существ" (стр.17).
     В разных книгах и разных источниках народом Данан, или Детьми Богини Дану называют именно эльфов. Почему тогда эльфов называют - "боги"? В этом нет ничего удивительного. Наверняка, древним и диковатым в ту пору людям высокообразованная древнейшая раса казалась сверхъестественной, божественной. Посуди сам, читатель: как бы ты сам воспринял человека, который не стареет, не умирает, и во многом проявляет такие способности, о которых никто из людей и слыхом не слыхивал?
     Насколько можно назвать "Книгу захватов" художественным произведением? Слово её составителям:
    "В повествованиях "Книги захватов" пытались искать и историческое зерно. Поскольку между их различными частями нет резких переходов - рассказы о чудесных переселенцах плавно переходят в сообщения о легендарных и действительно живших королях первых веков нашей эры - в ткани "Книги" пытались видеть переход от мифологии к собственно, истории, понимаемой, естественно, как прямое соответствие сообщаемого действительно имевшему место... Итак, история или мифология, выдумка или описание, пусть трансформированных в воображении составителей "Книги", но все же реальных событий?"

     Похоже, выдумка это или история, затрудняются сказать сам автор - составитель. А мы, между тем, рассмотрим первую сагу книги - "Битва при Маг Туиред". Приведу только два отрывка из нее:
     "На северных островах земли были Племена Богини Дану и постигали там премудрость, магию, знание друидов, чары и прочие тайны, покуда не превзошли искусных людей со всего света".
   
    Мудрено ли после этого, что их считали богами? И еще:

    "Приплыли Племена Богини на множестве кораблей, дабы силой отнять Ирландию у Фир Болг. Сожгли они свои корабли, лишь только коснулись земли у Корку Белгатан, что зовется ныне Коннемара, чтобы не в их воле было отступить к ним. Гарь и дым, исходившие от кораблей, окутали тогда ближние земли и небо. С тех пор повелось считать, что появились Племена Богини из дымных облаков."

     В этой легенде так и видятся вздыбленные льды Хелкарассе, и безумный Феанор, сжигающий корабли в заливе Дрегнист , дабы Финголфин и его воинство не пошли вслед за ним... Это - одна история, рассказанная разными людьми, и сохранившаяся память, которую нельзя стереть и изменить.
     Посмотрим на верховного короля Племен Богини Дану - Дагда. Он был не похож на своих изысканных собратьев из других преданий - славился жестокостью и обжорством, был так могуч, что мог уложить одним ударом своей палицы многих противников. Но... непохожесть эта только кажущаяся. Дагда был самым могущественным воином из обитателей волшебного царства, тем не менее, прославился и как прекрасный музыкант. Звуки его арфы дарили радость, усыпляли и приводили в отчаяние. Опять же, его истинное имя, как гласит легенда, - Эохайд Аллатар, Дагда же - только прозвище. Человек, знакомый с Тенгваром Толкиена, сразу скажет вам, что "Аллатар" переводится как "Светлый король". Аллатаром звали у Толкиена и одного из магов - истари, посланного валарами в Средиземье, чтобы помочь эльфам и людям. Вполне эльфийское название места, называемого сейчас Греллах - Доллайд Амрун детей Богини тоже легко перевести ("Темный Восток").

     Детям Богини Дану посвящена и первая глава книги "Феи и эльфы" (серия "Зачарованный мир", М, "Терра", 1996):
    "Волшебные воины пришли с заколдованного острова, находящегося на вершине мира. Они прибыли на эту зеленую и прекрасную землю на темном облаке, повисшем над горой Конмейкн. Люди называли их Туата де Данан, что означало "народ богини Дану" (это название появилось благодаря их волшебной способности увеличивать урожай.) Первые летописцы прославили их как "самое приятное и восхитительное общество, обладавшее самым совершенным оружием и великолепной одеждой; искусных музыкантов, одаренных богатым умом и всегда пребывающих в хорошем настроении; самым волшебным народом из тех, кто когда-либо появлялся в Ирландии". Их могущество было беспредельно, ведь они обладали волшебными талисманами: копьем и мечом, побеждавшим любого противника, да еще котлом, в котором никогда не переводилась еда."

     Не чувствуешь ли ты, читатель, в "заколдованном острове, находящемся на вершине мира" ту же аналогию с горной вершиной Таникветиль - твердыней валаров, которую покинули эльфы - изгнанники? Не странно ли тебе, что столь разные источники упорно говорят об одном и том же?

     Книга Жака Валле "Параллельный мир" тоже описывает эльфов наряду с различными таинственными существами. Наиболее правдоподобен, на мой взгляд, исследователь Уолтер Эванс-Венц. Он пишет о том, что ирландцы называли эльфов "джентри", а шотландцы - "добрыми людьми". Джентри - это славный многочисленный народец, живущий в горах, все они прекрасные соседи. Среди джентри вообще не встречается плохих. Все они падшие ангелы и живут в лесах и в море, - рассказал Эванс-Венцу один крестьянин.

     "Как мне объяснили, это народ, отличающийся и от нас, и от бесплотных существ. Их возможности потрясающи. "Мы можем уничтожить половину человечества, но не хотим этого делать, - говорят они, - мы надеемся на ваше спасение." Я знал человека, которого три или четыре года тому назад они парализовали. Их взгляд обладает такой проникающей силой, что они, я думаю, могут видеть даже сквозь землю...
     Некоторые из них живут в горах Уинслоу, близ Дублина. Как и у военных, у них есть свои гарнизоны, и они перемещаются из одного в другой. Мой проводник как-то сказал мне: "Я командую полком". Похожие на обыкновенных людей, они могут повстречаться в толпе и в Париже, и в Марселе, и в Неаполе, и в Генуе, и в Турине, и в Дублине. Особенно они любят Испанию, Южную Францию и юг Европы.
     Джентри проявляют большой интерес к людским делам и всегда выступают за правду и справедливость. Иногда они воюют меж собой. Однажды я спросил, умирают ли они когда-нибудь, и услышал в ответ: "Нет, мы всегда остаемся молодыми".

     "В пределах Бретани существует основная вера, говорящая, что феи (эльфы) когда-то существовали, но они исчезли, когда провинция изменилась под влиянием условий современной жизни. В районе Мена и Эрсе (Иль и Вилен) говорят, что более ста лет феи не появлялись; а в той части страны, где верят в то, что феи имели привычку жить в каких-то прибрежных гротах, существует мнение, что они исчезли в начале последнего века."

     А теперь оставим волшебную страну Ирландию и перенесемся в суровую Скандинавию. Оказывается, эльфов и тут хорошо знают и помнят, только называют их "альвы". Слово "эльф" пришло в Англию из скандинавских и древнегреческого языков (в главе 1 рассматривается название первой греческой буквы - "альфа", и ее первоначальное значение. - от авт.) В Скандинавии же понятию "эльф" соответствовало "alfar", которое, поскольку волшебники были связаны и с земными предметами, имело отношение к воде и горам.
     Согласно скандинавским представлениям, это была могущественная раса, населявшая подземные и заморские царства, потомки древних богов. Для смертных встреча с "альфарами" была пределом мечтаний, но и таила в с себе множество опасностей. Кстати, скандинавы не просто верили в эльфов, а еще и пытались их классифицировать.
     Скандинавские "alfar" подразделялись на хороших и плохих: Lioza lfar, или Светлых Эльфов - обитателей воздуха; Doka lfar, или Темных Эльфов, чье королевство помещалось под землей. Кстати, у шотландцев были те же отличия: одних фей называли "The Seelie Court", или Благословенным дворцовым обществом, и "The Unseelie Court", последние чаще всего считались духами усопших. ("Феи и эльфы", стр. 11.)

     Вышеупомянутый мною Леонид Кораблев - не только автор "Маленького трактата...", но еще и переводчик исландских саг и древних сказаний об эльфах. Так, он перевел рукопись исландца Йона Гвюдмундссона Ученого (1641 г.) "Собрание сведений и фактов для лучшего понимания Эдды", где рассказывается о трех различных родах эльфов:
     "Люди полагают также, что эльфы - это народ, подразделяющийся на три основных рода, или имеющий три основных места обитания, Одно - в море. Второе - внутри земли, или под землей, которые люди называют "эльфо-мир", а иногда - подземный мир, что многие наши истории поясняют. И люди видят, что этот род не имеет носового хряща между ноздрями... Третий род, который мы называем Сокрытым народом или льювлингами, также населяет холмы и скалы; и часто сочетались они с нашим родом. Этот эльфийский род живет дольше, отличается красотой, и имеет правильные формы, как у нас."